Теоретически максимальное давление в цилиндре в конце такта сжатия, когда поршень находится в верхней мертвой точке (ВМТ), зависит от целого ряда факторов. С точки зрения ремонтной практики они в конечном счете влияют на количество поступающего в цилиндр воздуха - чем оно больше, тем выше компрессия. В первую очередь отметим положение дроссельной заслонки - ее прикрытие или закрытие, очевидно, сильно уменьшит давление в цилиндре. Понятным образом на количество воздуха влияет и степень загрязнения воздушного фильтра.
Некоторые механики допускают ошибки в установке фаз газораспределения, например, при монтаже ремня или цепи привода распределительного вала. Это приводит к изменению момента закрытия впускного клапана, сдвигая начало сжатия в цилиндре в ту или другую сторону. Тогда и значения компрессии будут отличаться.
Довольно сильно на компрессию влияют зазоры в приводе клапанов. Так, малый зазор в приводе впускных клапанов приведет к более позднему их закрытию и, соответственно, к уменьшению компрессии.
Одновременно малые зазоры в выпускных клапанах увеличат так называемое перекрытие клапанов - величину угла поворота коленвала, в течение которого открыты одновременно оба клапана в цилиндре. Результат тот же -компрессия уменьшится.
На компрессию повлияет и температура двигателя - чем она меньше, тем сильнее будет охлаждаться воздух, сжимаемый в цилиндре, и тем меньше будет его давление. Кстати, зазоры в приводе клапанов так же будут "следить" за температурой - чем она ниже, тем меньше зазоры и компрессия.
Но и это еще не все. Как только воздух в цилиндре оказывается достаточно сжат, станут проявляться разного рода его утечки через зазоры между изношенными или поврежденными деталями, уплотняющими полость камеры сгорания. Естественным образом из сказанного вытекают выводы о том, что утечки будут минимальными, если цилиндр имеет идеально круглую форму, отсутствуют продольные риски на его рабочей поверхности, поршневые кольца идеально прилегают к ней и к торцевым поверхностям канавок поршня; если близка к нулю величина зазоров в замках колец и, наконец, тарелки клапанов идеально прилегают к седлам.
Но все мы знаем, ничего идеального в природе не бывает. Какие-то утечки есть всегда, даже у нового двигателя. Вопрос лишь в том, насколько они велики. Поэтому напомним факторы, в той или иной мере влияющие на интенсивность утечек воздуха, а, следовательно, и на компрессию:
- в первую очередь укажем на температуру двигателя - она, повышаясь, увеличивает компрессию, так как детали лучше прилегают друг к другу, принимая размеры и взаимное положение, больше соответствующие рабочим;
- затем напомним, что масло, поступившее в камеру сгорания через направляющие втулки клапанов, поршневые кольца, систему вентиляции картера и уплотнения турбокомпрессора, существенно повышает компрессию, так как оказывает уплотняющее действие;
- топливо, поступившее в цилиндр в виде капель, напротив, снижает компрессию, так как разжижает и смывает масло с деталей и не оказывает уплотняющего действия из-за малой вязкости;
- таким же образом сказываются негерметичность обратного клапана или шланга компрессометра, а также большое усилие пружины обратного клапана;
- и, наконец, чем больше обороты коленчатого вала, тем меньше утечки через неплотности, тем выше компрессия.
Некоторые дефекты и неисправности бензиновых двигателей, |
|||
Неисправность |
Признаки неисправности |
Компрессии, МПа |
|
Полностью открытая |
Закрытая заслонка |
||
Полностью исправный двигатель |
Отсутствуют |
1,0-1,2 |
0,6-0,8 |
Трещина в перемычке поршня |
Синий дым выхлопа, большое давление в картере |
0,6-0,8 |
0,3-0,4 |
Прогар поршня |
То же, цилиндр не работает на малых оборотах |
0,5-0,5 |
0-0,1 |
Залегание колец в канавках поршня |
То же, цилиндр не работает на малых оборотах |
0,2-0,4 |
0-0,2 |
Задир поршня и цилиндра |
То же, возможна неустойчивая работа цилиндра на холостом ходу |
0,2-0,8 |
0,1-0,5 |
Деформация клапана |
Цилиндр не работает на малых оборотах |
0,3-0,7 |
0-0,2 |
Прогар клапана |
Цилиндр не работает на малых оборотах |
0,1-0,4 |
0 |
Зависание клапана |
Цилиндр не работает на малых оборотах |
0,4-0,8 |
0,2-0,4 |
Дефект профиля кулачка распредвала (для конструкций с гидротолкателями) |
Цилиндр не работает на малых оборотах |
0,7-0,8 |
0,1-0,3 |
Повышение количества нагара в камере сгорания в сочетании с изношенными маслосъемными колпачками и кольцами |
Повышенный расход масла с синим дымом выхлопа |
1,2-1,5 |
0,9-1,2 |
Естественный износ деталей поршневой группы |
Повышенный расход масла с синим дымом выхлопа |
0,6-0,9 |
0,4-0,6 |